Размер шрифта:

История ворот

Современные Фридландские ворота входили в состав оборонительных сооружений Кёнигсберга XIX века. Дата постройки – 1862 год – зафиксирована на замковом камне свода проезжей части. Через Фридландские ворота проходила дорога, ведущая к городу Фридланд (современный Правдинск Калининградской области).

Кольцо вальных сооружений было разделено на несколько «фронтов». Фридландские ворота располагались на Фридландскм шоссе, входили в состав Хабербергского фронта (сейчас район проспекта Калинина).

fw_shema_03.jpg

В состав Фридландских ворот входил самый укрепленный обронительный комплекс по сравнению с остальными городскими воротами. Они имели большее количество казематов с окнами и амбразурами. Казематы ворот наряду с ружейными, имели и пушечные амбразуры. Рядом с каждым проездом располагались караульные помещения, которые были защищены противоштурмовыми конструкциями (стены с амбразурами и металлические решетки). С внешней (полевой стороны) ворота имели эскарповую стену (внутреннюю стену крепостного рва) с многочисленными амбразурами и дозорным путем за ней. Эта стена сохранилась. Такое повышенное внимание к защищенности ворот связано с их расположением в южной части города, которая рассматривалась как место возможного нападения противника.

Ворота выстроены из красного кирпича в неоготическом стиле предположительно под руководством (или под влиянием идей) архитектора Ф. А. Штюлера. Декоративное оформление ворот, в том числе скульптуры из песчаника на фасадах, выполнены берлинским скульптором В. Л. Штюрмером.

fw_history_06.jpg
Фридландские ворота имеют два проезда, два помещения караульной службы и несколько помещений хозяйственного назначения, уходящих в тело вала.